Специалисты компании Continental продолжают разрабатывать так называемые «зеленые шины» – покрышки из возобновляемого сырья, полученного не из полезных ископаемых, а из различных альтернативных материалов. Уже сегодня для изготовления каркаса шин продукты переработки нефти успешно заменяются рапсовым маслом, вместо полиэстера в качестве армирующего компонента применяется вискозная техническая нить. Кроме того, синтетический и натуральный каучук постепенно вытесняет переработанная резина старых покрышек.
И все же, как говорит д-р Борис Мергель (Boris Mergell), руководитель отделения по разработке материалов и производственных процессов компании Continental, этот путь остается тернистым. «Не все материалы, необходимые для производства шины, можно заменить альтернативным сырьем», – подчеркивает он. «Из-за таких замещений нередко ухудшаются тормозные свойства шины и сопротивление качению, а делать шаги назад для нас неприемлемо. Даже широкое внедрение возобновляемого сырья вместо полезных ископаемых не всегда является выходом, ведь необходимы посевные площади, которые сейчас заняты культурами для производства продуктов питания».
Уже сегодня, продолжает Борис Мергель, легковые шины Continental примерно на 45% состоят из материалов, не содержащих продукты переработки нефти. Многообещающе выглядит производство каучука из одуванчиков, которые заменяют каучуковое дерево. Если таким образом использовать необрабатываемые поля в Европе, то можно избежать и конкуренции с пищевой промышленностью, и длительной транспортировки на шинные заводы.
Ещё одна альтернатива – заменить технический углерод смесью силики (белой сажей, полученной из кремниевой кислоты). Благодаря этому, как говорят в Continental, из «натуральных» материалов можно получить еще 20% состава шины. В перспективе – альтернативные смягчители и смолы из возобновляемого сырья или переработанной резины. «Для достижения значительных успехов мы должны предпринимать множество попыток и в сырьевой, и в технической стороне производства», – добавляет д-р Мергель. Разумеется, подобная концепция требует времени, говорит он, и на разработку «зеленых шин» может уйти еще добрых 5 лет. «Но мы уже встали на этот перспективный путь».
Подготовлено по материалам gummibereifung.de