На протяжении трёх десятков лет компания Michelin поставляла авиациационные шины под символическим названием Michelin Air для космической программы НАСА по запуску шаттлов "Атлантис". Все эти годы Michelin оставалась бессменным поставщиком шин для космических кораблей.
В прошлую пятницу состоялся исторический старт шаттла «Атлантис», который стал последним космическим кораблем этого типа, оторвавшимся от земли. В общей сложности за 30 лет было осуществлено 135 полетов, и все шаттлы были оснащены шинами одного производителя – Michelin.
Michelin производит шины для шаттлов со времени самого первого полета в 1981 году. На «Атлантис» были установлены шины линейки Michelin Air, которая впервые была представлена на рынке авиационных шин в 1992 году.
«Космические» шины Michelin проходили всесторонние тесты, так как именно они должны обеспечить безопасность во время приземления, когда шаттл садится на полосу на скорости до 400 км/ч. Это может быть неожиданно, но шины космических кораблей на самом деле немногим больше обычных грузовых покрышек. При этом, шина основного шасси способна выдерживать нагрузку, в три раза большую, чем шины Boeing 7474, или равную нагрузке, оказываемой на покрышки всех автомобилей во время гонки NASCAR.
Для космического шаттла требуется восемь шин – четыре для основного шасси (44.5x16.0-21, 34 слоя, максимальная допустимая скорость до 423 км/ч) и две для переднего шасси (32x8.8, 20 слоев, 407 км/ч).
Michelin Air
Как и большинство авиационных шин, Michelin Air накачиваются азотом, который более стабилен при перепадах температуры. Ввиду экстремально высоких нагрузок уровень давления составляет 340 psi (основные шасси) и 300 psi (передние шасси). Покрышки основных шасси, на которые оказывается максимальная нагрузка, используются только один раз, тогда как шин переднего шасси могут выдержать два приземления.
Поскольку вес имеет очень большое значение, Michelin разработала шины с минимальной возможной глубиной протектора, чтобы снизить массу и увеличить грузоподъемность шаттла. Хотя несколько килограммов и не выглядят значительным достижением, если добавить сюда другие меры по уменьшению веса, это может привести к значительным преимуществам.
Через 12 дней после старта «Атлантиса» шины Michelin в последний раз выполнят свою задачу по обеспечению безопасного приземления шаттла, после чего три оставшихся корабля будут списаны и проведут остаток своей жизни в качестве музейных экспонатов.
Так закончится (надеемся, что просто прервется) история участия Michelin в осуществлении пилотируемых космических полетов НАСА, в которых за эти 30 лет успел поучаствовать даже Бибендум.
Источник: http://michelin.colesa.ru/news/10307.html